Для будущих вожатых. Часть 2.10 (Игры ток-шоу)

ИГРЫ ТОК-ШОУ

Нередко в детских и подростковых лагерях проводятся ток-шоу, на которых обсуждаются актуальные вопросы, затрагивающие все сферы жизни «цветов жизни» . Эта форма работа с детьми особо популярна, так как у них появляется возможность поспорить с товарищами и взрослыми, поставить под сомнение их аргументы, приводя свои.
Как форма времяпровождения, организация ток-шоу имеет массу достоинств:
Обсуждение проблем происходит в максимально комфортной для детей форме.
При обсуждении вопроса аудитория разделяется на несколько групп, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.
Ведение дискуссии в рамках ток-шоу воспитывает в подростках умение выслушивать оппонента, уважать своего собеседника и т.д.
Ничье мнение не навязывается, позволяя ребенку сделать самостоятельный выбор, поможет им в этом протекающая дискуссия.

Зачастую, ток-шоу представлены несколькими ситуациями нравственного выбора:

небольшой фрагмент видеофильма;
рассказ «маски»;
рассказ любого человека из аудитории, который вспоминает ее как бы «невзначай»;
инсценировка ситуации.

Технология проведения:
• Ведущий представляет друг другу участников, затем рассказывает о теме предстоящей дискуссии.
• Заранее рассказывает о правилах ведения диалога и всеобщей дискуссии.
• Ведущий по очереди дает слово участникам дискуссии.
• Не забывая об остальных участниках дискуссии, дает возможность высказаться тем, кто в корректной форме изъявил желание (поднятие руки, карточки и т.д.).
• Во время проведения дискуссии ведущий все время корректирует ее, задавая соответствующие вопросы.

Академия веселых наук (АВН)

Увлекательная театрализованная викторина с элементами ролевой игры, содержание которой основано на материале наук, изучаемых в рамках школьного курса. Цели и задачи. Основная цель данного мероприятия — развитие познавательного интереса ребят. В этом направлении реализуется задача развития кругозора и фантазии. Это становиться возможным на основе раскрытия творческих способностей, посредством демонстрации детьми эрудиции, интеллектуальных возможностей и актерских способностей. Обращает на себя внимание факт организации мероприятия на материале предметов, изучаемых ребятами в школе, что способствует развитию у них мотивации учебной деятельности. Мероприятие используется с целью группового сплочения детей. Организация, материалы и оборудование. Игра-викторина проходит в форме заседания «научного совета» Академии веселых наук и требует предварительной организации. Каждый отряд — «факультет академии» получает задание — подготовить краткое инсценированное сообщение, отражающее содержание науки, которую представляет отряд. Тематику сообщения ребята выбирают самостоятельно. Перед отрядом ставится задача в логике изложения содержания той или иной, выбранной ими науки, допустить определенное число неточностей таким образом, чтобы это было неявно для зрителей, увлеченных сюжетом сценки.

Жюри — «научный совет академии» состоит из почетных магистров. Заблаговременно каждый факультет предоставляет в жюри список намеренных ошибок, обеспечивая тем самым объективность оценок.

Заранее позаботьтесь о музыке или играх, которые будут занимать паузы между выступлениями. Не забудьте о мантиях для магистров и о дипломах и подарках победителям.

При планировании игры с вожатыми сделайте акцент на уровне ошибок. Игра рассчитана на любой возраст, следовательно, сложность неточностей не должна превышать 2х2=5. Ход мероприятия: На заседании научного совета, которое происходит в актовом зале или на эстраде, выходя на сцену каждый отряд (факультет академии), в порядке очередности представляет свою науку: математику, физику, химию, литературу, иностранный язык, медицину, биологию и т.п. Представление — это небольшая сценка на любую тему, отвечающую содержанию науки, которую представляет отряд. На первый взгляд на сцене идет логичное обоснованное и занимательное повествование о том или ином явлении, изучаемом данной наукой. Однако, в этой логике можно не заметить те факты, которые умышленно не соответствуют истине. Именно эти ошибки должны обнаружить остальные отряды, наблюдающие за ходом действия. Число ошибок определено заранее по договоренности (например, 5). Зачастую выступающие так волнуются, что допускают большее количество ошибок, чем планировали. В этом случае задача отрядов-наблюдателей в первую очередь обнаружить «задуманные» неточности, и, если наблюдательность позволит участникам заметить дополнительно и «незапланированные» ошибки, — справедливое жюри оценит это по достоинству. По окончании выступления каждого факультета отводится специальное время, за которые они коротко формулируют содержание обнаруженных ошибок и результаты передают в жюри. Чтобы остальная детвора не скучала, ведущие заполняют паузы, играя с залом. Так, например, ведущими игры-викторины могут быть Знайка и Незнайка. Вся игра принимает форму театрализованного представления, в ходе которого проходят выступления ребят. Итоги игры. Награждаются победители — интеллектуалы, набравшие наибольшее количество очков, а также отряд — факультет, миниатюра которого была лучшей.

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ» (13-16 лет)

  • В комнате горит 50 свечей, 20 из них задуют. Сколько останется?

Ответ: Останется 20 (задутые свечи не сгорят полностью).

  • Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Ответ: Нет, через 72 часа будет снова полночь.

  • На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ: Кусок льда.

  • Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.

  • Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?

Ответ: 100% (три точки всегда образуют одну плоскость).

  • На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?

Ответ: 2 рубля и 1 рубль (одна-то не 1 рубль, а вот другая — 1 рубль)

  • Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?

Ответ: 1 ч 40 мин = 100 мин

  • Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол в 60 градусов, другой — угол в 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо — в сторону более пологого или крутого ската?
  • ·Ответ: Петухи не кладут яйца.
  •  В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка “1”.

 «ТАМОЖНЯ» (13-16 лет)

Ведущий – таможенник. Участники – пассажиры, везущие через таможню какой-либо груз. Ведущий загадывает принцип пропуска через таможню. Например, он будет пропускать пассажиров, везущих груз, первая буква которого совпадает с первой буквой имени пассажира. Участники выстраиваются в очередь. Ведущий спрашивает: «Что везете?» Пассажир Виталий отвечает: «Картошку». Таможенник, соответственно не пропускает его и Виталий становится снова в очередь. Задача участников догадаться по какому принципу работает таможня. Эту игру можно проводить несколько раз, если усложнять принцип. Например, вторая буква в имени, фамилии, первая буква цвета волос, пропуск пассажиров, у которых в одежде есть белый цвет и т.д.

 «КРЕСТ-ПАРАЛЛЕЛЬ» (13-16 лет)

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий-вожатый говорит участникам, что в игре есть четыре положения: «крест-параллель», «параллель-крест», «крест-крест», «параллель-параллель». Задача каждого участника по кругу вслух говорить соседу одно из «положений». Ведущий при этом комментирует, «верно» или «неверно» было названо «положение». Задача всех участников: догадаться, по какому принципу выбирается и называется «положение» соседу. Разгадка: слово «крест» обозначает скрещение ног или положение «нога на ногу», а «параллель» – любую другую позицию ног. Соответственно, игрок следующему игроку должен говорить «положение», в котором первое слово обозначало бы положение ног его самого, а второе – положение ног того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены и у соседа – «нога на ногу», значит, я говорю ему: «крест – крест». (Ведущий в этом случае комментирует: «верно») Далее этот «сосед», продолжая, видит у следующего игрока не скрещенные ноги. Теперь правильный ответ: «крест-параллель» и т.д. Необходимо играть, пока большинство игроков не догадается до принципа игры.