Для будущих вожатых. Часть 2.14 (Игры на выявления творческих способностей)

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Живая скульптура»

*Развивает художественный вкус, творчество, умение двигаться, снимает зажатость. Участие в игре родителей сближает их с детьми.

Играют под музыку. Перед началом игры дети делятся на пары. В каждой паре один — Скульптор, второй — Глина. Глина садится на корточки и расслабляется.

Скульптор начинает «лепить» скульптуру. Глина поддаётся любому его движению и застывает в том положении, которое придаёт ей Скульптор.

Когда музыка кончается, скульптура считается готовой. Все оглядываются друг на друга, смотрят, что кто «слепил». Потом Скульптор и Глина меняются ролями.

«Насос и мяч»

Играют двое, остальные смотрят. Потом может «выступить» другая пара.

Один — «большой надувной мяч», другой — «насосом надувает» этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки висят. («Мяч не наполнен воздухом».) Товарищ его начинает надувать, сопровождая движения рук (качающих воздух насосом) звуком «с-с-с». С каждой «подачи воздуха» Мяч надувается всё сильнее….

Но вот «насос» перестал «накачивать». «Шланг выдёргивают» и… из Мяча с силой «выходит воздух» со звуком «ш-ш-ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное состояние.

Можно образовать жюри из ребят, которое и определит победителя.

«Тень»

Игра развивает умение сосредоточиваться, умение творчески подходить к игре  и умению копировать движения (основу любой учёбы).

Участвуют два ребёнка (и взрослый). Играют под музыку.

Играющие представляют, что один ребёнок идёт по полю, срывает цветок на обочине, подбирает красивый камушек, прячется от ветра, может быть, скачет на одной ноге и пр. Второй ребёнок играет его тень. Он должен повторять за ним все его движения.

Затем играющие меняются местами.

«Деревня»

Игра развивает внимание, творчество и способность к перевоплощению, слух.

Взрослый играет с компанией маленьких друзей. Нужно фортепиано, на котором не обязательно уметь играть.

По команде «Шагом марш!» дети начинают маршировать.

Ведущий нажимает клавиши.

Если звучит нота нижнего регистра, дети превращаются в «плакучую иву» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к плечу). Если зазвучала нота верхнего регистра, дети становятся тополем пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх, смотреть на пальцы). Если звучит нота в среднем регистре, дети превращаются в ёлку (ноги вместе, руки вниз и в стороны под углом).

«Зеркальное королевство»

Игра на имитацию движений со многими участниками. Умение придумать оригинальное задание.

Проводится под музыку.

Все дети (кроме одного — водящего) стоят в разных местах комнаты и повёрнуты в разные стороны. Это — «зеркала».

Водящий ходит по комнате, и если он оказывается перед теми или иными «зеркалами», они должны отразить его движения (не сдвигаясь с места).

Если это кому-то не удалось или он зазевался, то «волшебница» берёт его в «плен» и он помещается в «Зазеркалье»…

Игра кончается вместе с музыкой.

«Ты — мое зеркало»

Эта увлекательная игра развивает представление о симметрии и навыки подражания.

Двое играющих садятся один напротив другого.

Один совершает движения руками — поднимает, опускает, чешет за ухом и пр. Второй играет роль зеркала и повторяет все движения первого.

Он проигрывает, если сделает неправильное движение. После этого играющие меняются ролями.

«Живые картины»

Развивает творческие и актёрские навыки.

Играющие делятся на две команды. Должно быть жюри. Для игры нужен также альбом произведений русской или мировой живописи.

Каждая из групп выбирает себе картину, которую она будет «оживлять». Группы удаляются на репетицию.

Затем каждая группа представляет оживление картины. Персонажи «оживают», что-то говорят, затем «застывают».

Оценку даёт жюри.

«Иллюстратор»

Один игрок из команды рисует заданную сказку, а всей команде необходимо угадать название нарисованной сказки.

«Библиотека сказок»

Команды по очереди говорят названия сказок. Выигрывает та команда, которая последней произнесет название сказки.

«Сказочники»

Командам раздаются отрывки сказок. Надо придумать сказку, используя полученные отрывки без изменения.

«Ниткопись»

Игрокам необходимо выложить рисунок на картоне из цветных шерстяных ниток.

 «Борода»

Вызываются представители от команд или их капитаны. Ведущий предлагает им по очереди начать рассказывать по первой строчки из анекдота. Если кто-то из присутствующих в зале сможет продолжить анекдот на игрока прикрепляется «борода». Выигрывает тот, у кого их меньше.

«Веселые картинки»

Заранее выбирается какая-нибудь не очень известная сказка и на ее сюжет изготавливают иллюстрации (5 – 6 штук). На табло иллюстрации вывешиваются в любом порядке. Командам предлагается расположить иллюстрации в том порядке, в котором они желают и рассказать их вариант данной сказки. После рассказов команд вожатые могут показать инсценировку оригинального варианта сказки.

«Новый Архимед»

Командам необходимо найти решение следующей актуальнейшей проблемы:

v     Как определить возраст кошки?

v     Как измерить вес облака?

v     Как определить количество мяса в котлете?

v      Как измерить температуру тела таракана?

v      Как определить численность муравьев в муравейнике?

«Правила поведения»

Игрокам необходимо сочинить правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

v     в собачей конуре;

v     на летающей тарелке;

v     на мачте Останкинской телебашни;

v      на айсберге;

v     в берлоге медведя и т.д.

«Капитан, капитан, улыбнитесь!»

Капитаны команд будут заниматься ювелирной работой: каждый за тридцать секунд из предложенных скрепок должен собрать самую длинную цепочку.

«Животное»

Изобразить всей командой животное и показать его противнику, например: дикобраз, скунс.

«Близнецы»

По два человека от команды. Обхватив друг друга за талию, свободными руками нужно сначала развязать и достать шнуровки из ботинок, а затем по команде зашнуровать их и завязать бантик

«Бабушкин сундук»

У каждой команды – свой сундук или чемодан, в котором сложены различные предметы одежды. Игрокам завязывают глаза, и по команде ведущего они начинают надевать вещи из сундука на одного из игроков. Задача игроков – нарядиться как можно быстрее.

 «Щас спою!»

Команды как можно оригинальнее должны спеть песню со съедобными словами («Антошка», «Ягода – малина», «Два кусочека колбаски» и т. д.)

«Музей вредных привычек»

Задание: представьте, что вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что вы видели в залах. Залы могут бытии такими:

v     Зал ссор между мальчиками и девочками;

v     Зал хамства;

v     Зал грязнуль;

v     Зал плакс и т.д.

 Мини-игры (задания) на выявление творческих способностей

 Пофантазируйте и изобразите:

  • горячий утюг;
  • будильник;
  • чайник;
  • телефон;
  • кофемолку.

или другие предметы, окружающие вас в квартирах, а лучше угадают, что изображено.

Попробуйте изобразить походку:

  • человека, который только что хорошо пообедал;
  • человека, у которого жмут ботинки;
  • человека, который неудачно пнул кирпич;
  • человека, у которого начался острый приступ радикулита;
  • человека, оказавшегося ночью в лесу.

Представьте и изобразите (мимикой, походкой, звуками):

  • встревоженного кота;
  • грустного пингвина;
  • восторженного кролика;
  • хмурого орла;
  • разгневанного поросенка.

Вспомните, как выглядит, и изобразите архитектурные сооружения «визитные карточки» некоторых стран:

  • египетские пирамиды;
  • Эйфелеву башню;
  • статую Свободы;
  • Пизанскую башню;
  • Великую китайскую стену.

Представьте, что вы животные, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески. Представили? А теперь песню «Подмосковные вечера» хором:

  • промяукайте;
  • промычите;
  • прокудахтайте и прокукарекайте;
  • прокрякайте;
  • прогавкайте.

Если понравилось, исполните еще какую-нибудь песню.

 Нарисуйте растение или существо, которое никогда не существовало. Можно рисовать по частям, не глядя, что нарисовали до тебя,

  • первый рисует голову;
  • второй — до пояса;
  • третий — от пояса до колен;
  • четвертый — ноги;
  • пятый придумывает название и биографию тому существу, что получилось.

Прочитайте одно из детских стихотворений А. Барто (например «Идет бычок качается»), но не так, как вы обычно читаете — с выражением, а словно:

  • вы оправдываетесь перед товарищем;
  • вы обиделись на бабушку;
  • вы хвастаетесь перед кем-то;
  • вы рассердились на маленького братишку;
  • вы испугались собаку,
  • шепотом, словно кто-то спит;
  • как робот;
  • со скоростью улитки;
  • с пулеметной скоростью;
  • как пятилетний ребенок;
  • с максимальной громкостью, как на митинге;
  • как будто вы страшно замерзли;
  • как лошадь, только что научившаяся говорить;
  • как будто у вас во рту горячая картошка;
  • словно вы говорите «последнее слово» на суде.

Какую-нибудь простую фразу, например «В саду падали яблоки» произнесите по очереди. Каждый новый участник говорит с новой интонацией, повторяться нельзя. Интонации могут быть как в предыдущем задании или такие: злобно, кратко, заикаясь, нежно, скорбно, задумчиво, утвердительно, как «нет», удивленно, вызывающе, разочарованно, как начало таинственной истории и т.д.

Исполните песню «В лесу родилась елочка» или «Во поле береза стояла», как будто вы:

  • африканские аборигены;
  • индийские йоги;
  • горцы Кавказа;
  • оленеводы Чукотки;
  • индейцы племени Апачи;
  • хор детского сада;
  • ансамбль песни и пляски им. Александрова;
  • казачий кубанский хор;
  • хор духовной семинарии.

Нарисуйте пословицу:

  • «На чужой каравай рот не разевай»;
  • «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»;
  • «Дареному коню в зубы не смотрят»;
  • «Одна голова хорошо, а две лучше»;
  • «Доброе слово и кошке приятно».

Придумайте как можно больше новых применений старому, никому не нужному предмету:

  • пустой консервной банке;
  • дырявому носку;
  • лопнувшему воздушному шарику;
  • перегоревшей лампочке;
  • пустому стержню от ручки.        

Сядьте на стул. А теперь, не сходя со стула, посидите, как сидит:

  • председатель экзаменационной комиссии;
  • обезьяна, копирующая вас;
  • кассир на своем рабочем месте;
  • кошка, гуляющая сама по себе;
  • побитая собака;
  • пчела на цветке;
  • торжествующая собака;
  • поросенок на кактусе;
  • невеста на свадьбе;
  • Гамлет принц Датский.

Представьте себя игрушечным человечком. Походите по комнате, как если бы вы были:

  • стеклянным;
  • резиновым, надутым как воздушный шарик;
  • чугунным;
  • деревянным;
  • плюшевым.

Вы знаете, что во время танца часто используются предметы: шары, мячи, ленты (даже есть «Танец с саблями»), а вы придумайте танец:

  • со шваброй;
  • со стулом;
  • с чайником;
  • с чемоданом;
  • с подушкой

и с чем угодно еще.

Возьмите газету и составьте маленький рассказ из газетных заголовков. Чтобы рассказ было удобнее составлять, заголовки можно вырезать.

Всем известен «Танец маленьких утят», в котором движения напоминают утенка, открывающего клювик, машущего крылышками и хвостиком. А вы попробуйте на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных и исполните его. У вас получится:

  • танец маленьких котят,
  • танец маленьких щенят;
  • танец маленьких жеребят;
  • танец маленьких поросят;
  • танец маленьких обезьянок.

Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохранив смысл, следующие предложения:

  • Муха села на варенье;
  • На столе стоит стакан;
  • Часы бьют 12 раз;
  • Воробей влетел в окно;
  • Шел отряд по берегу

Досочините 2 строчки, чтобы получилось смешное четверостишье:

  • Шла собака по роялю, говоря примерно так…
  • Вы слыхали, на базаре, Чудо-птицу продавали…
  • В зоопарке плачет слон,   Увидал мышонка он…
  • Удивляется народ, Почему сердит Федот?
  • Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час…»

Придумайте новый конец сказке:

  • «Колобок»;
  • »Курочка — Ряба»;
  • «Теремок»;
  • «Репка»;
  • «Царевна лягушка».

Сочините историю про:

  • собаку, которая жила в холодильнике;
  • ворону, которая любила кататься на велосипеде;
  • щуку, которая играет на гитаре;
  • березу, которая мечтала научиться плавать;
  • майского жука, который очень боялся высоты.

Каждому с детства знакомы праздники, являющиеся международными (Международный женский день; День солидарности трудящихся, Дни музеев и породненных городов). К этим дням в наших городах вывешиваются транспаранты с лозунгами. Предложите пять лозунгов, которые могли бы украсить ваш город, если бы вы утвердили:

  • Международный день борьбы с ковырянием в носу;
  • Всемирный гастрономический день;
  • Международный день пунктов приема посуды;
  • Всемирный день людей, ушедших на заслуженный отдых;
  • День международной солидарности стоящих в очереди.

Разыграйте ситуацию, в которой журналисты берут интервью у незаурядных личностей:

  • профессионального, потомственного продувальщика макарон;
  • известного гадателя на кофейной гуще;
  • виртуоза игры на алюминиевых ложках;
  • лидера движения постоянного неприсоединения к линии электропередачи;
  • рекордсмена по прыжкам с трамплина на тазе.

Изготовьте макет (а можно и разработать положение) ордена, который вручается тем, кто:

  • ни разу не выругался в очереди;
  • по-прежнему верит в светлое будущее,
  • испытывает удовлетворение от езды в городском транспорте;
  • регулярно от первой до последней строчки’ читает газету «Правда»;
  • ни разу не помянул недобрым словом Президента.

Нарисуйте красивую медаль, которую можно было бы вручить друзьям за особые заслуги, например:

  • за шоколадолюбие,
  • за лучшую лужепроходимость;
  • за скоростное шнуркозавязывание;
  • за безопасное перилосъезжание;
  • за плюшкопоглотительство.

Сочините и произнесите хвалебную речь персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию:

  • Моське — за смелость в критике вышестоящих инстанций;
  • Лебедю, Раку и Щуке — за принципиальность в   отстаивании жизненных убеждений;
  • Муравью — за последовательную борьбу с тунеядцами;
  • Водку — за решительную борьбу с замутнением и загрязнением ручейков и прочих водоемов;
  • Лисе — за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес некоторых литературных персонажей, нарушающих законы и инструкции:

  • старухе Шапокляк — за выгул крыс в общественных местах;
  • Лисе Алисе и Коту Базилио — за втягивание  несовершеннолетних в валютные махинации;
  • Емеле — за ловлю рыбы запрещенными способами;
  • почтальону Печкину — за получение подарков  при  исполнении служебных обязанностей;
  • Карлсону — за проживание без прописки и   без   определенных занятий.

Представьте, что открыта скульптурная галерея со странным названием «Жертвы спорта». Создайте для этой галереи скульптурные композиции с названиями:

  • штангисту, который не успел отпрыгнуть от штанги;
  • вратарю, который поймал шайбу зубами;
  • парашютисту, который забыл, за что нужно дергать;
  • гимнасту, вовремя не вышедшему из тройного пируэта;
  • горнолыжнику, не успевшему убежать от снежной лавины.

Создайте памятник литературному герою и произнесите речь на его открытии:

  • «Первому собирателю утильсырья в России — Плюшкину»;
  • «Первому активисту ОСВОДа — деду Мазаю»;
  • «Первому представителю Красного креста’ в Африке — Доктору Айболиту»;
  • «Первому организатору соревнований с нечистой силой — Балде»;
  • «Первому воздухоплавателю на шаре — Винни Пуху».