Программа «Арт-каникулы»

Муниципальное учреждение «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи  «Орленок»

Программа, направленная на вовлечение детей в художественное творчество   «Арт-каникулы»

 

Искусство есть такая потребность для человека,

как есть и пить. Потребность красоты и творчества,

воплощающего её, - неразлучна с человеком,

<

p style="text-align: right;">и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
(Ф.М. Достоевский)

 

 Цель: 

  1. Создание условий для поддержки и развития творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей и подростков в условиях летнего лагеря через вовлечение в активную творческую деятельность.

 Задачи:

  1. Поддержка талантливых детей и подростков в сфере культуры и искусства, а также детей только начинающих заниматься творческой деятельностью.
  2. Интеграция детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми, проживающими в нормальной семейной обстановке;
  3. Обучить детей методам рефлексии и научить регулярно, применять ее.
  4. Создание условий для физического и психологического оздоровления детей и подростков.
  5. Приобретение навыков жизни в условиях временного детского творческого коллектива.

 Основное содержание

 Программа успешно стартовала в августе 2013 года, как пилотный проект. Летом 2014 и 2015 годов она была успешно реализована в период  летних смен в МУ ОЦ «Орленок» и в период осенних, зимних и весенних профильных смен.  Анализ проведенной работы показал интерес к реализации программы ее участников и, следовательно, актуальность выбранной темы.       Авторы программы в планируемой смене попытаются найти для каждого ее участника сферу активности для реализации творческого, спортивного, лидерского потенциала. При помощи опытных педагогов, психологов, спортсменов помогают возвращать веру в старших, доказывают, что у взрослого может быть достаточно времени на общение с ребенком, а не только на решение своих или общественных проблем. И это общение может быть интересно, познавательно и нужно обеим сторонам - как ребенку, так и взрослому. Организаторы вновь создадут ситуацию успеха для каждого ребенка в смене. Ведь наше общество постоянно нуждается в успешных, жизнестойких, гуманных, образованных, творческих и  способных к саморазвитию гражданах. Перечисленные качества для каждого человека являются основой его успешной социализации.  Способность к успешности, жизнестойкости и саморазвитию  взрослого человека формируется в детстве. Человек во взрослой жизни сможет стать по-настоящему счастливым лишь тогда, когда было счастливым его детство. Чаще всего этому способствуют родители и ближайший социум ребенка.  Авторы проекта планируют повторить опыт реализации программы «Арт-каникулы» в 2016 году, так как успешная реализация программы в прошлом доказывает актуальность выбранной проблемы.

 Молодое поколение – это надежда и опора любого государства, предприятия, учреждения, семьи, поскольку молодежь является наиболее активной, независимой, мобильной, предприимчивой, свободной от стереотипов частью населения. При этом молодежь – является и самой уязвимой, незащищенной частью населения. Основной период формирования личности молодого человека проходит в детстве. Поэтому и способность к самореализации, к преодолению жизненных препятствий, к обретению себя как личности формируется в детстве.  Отсюда принципы, которыми руководствуются организаторы смены «Арт-каникулы»:

Принцип безопасности

Основой всей деятельности является безопасность жизни и здоровья детей, подростков и молодежи, защита их прав и личного достоинства.

  • создание максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, служат расширению возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;
  • приоритет индивидуальных интересов, свободу выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;
  • личностное развитие и самореализации ребенка;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Принцип природосообразности.

Известен из истории /В. Рахитин, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский/. Обращение к самому человеку, его сущностным силам, телесность и духовность, как равноценные компоненты целостной личности. Важно принятие своего физического «Я» и удовлетворение его потребности в духовном насыщении, наполнении смыслами.

Принцип культуросообразности

Предполагает ориентацию на мир образцов, на культуру общества, традиции народа, правила отдельных субкультур, культурный уровень конкретного ребенка. На фоне общего развития культуры – формирование культуры взаимоотношений, придание им эстетического, эмоционального смыслов.

Принцип  свободы независимого развития человека

Подразумевает, что каждый человек имеет право не только на выбор собственного имиджа, но и на собственный внутренний мир, свою  индивидуальность, на чувство собственного достоинства, право на интимные, сокровенные чувства, взаимоотношения.

Принцип социальности

Исходит из того, что важнейшими условиями социализации является система взаимопроникающих мего-, макро-, мезо- и микрофакторов (А.В. Мудрик), во взаимодействии с которыми ребенок выступает не только как объект, но и субъект социализации. Эта система взаимовлияющих факторов является важнейшим механизмом формирования личности.

Принцип взаимопонимания и доверия

Имеет ввиду, что понимание ребенка не означает принятие его позиций как своих собственных, а предполагает толерантное (терпимое) отношение к чужим взглядам, невмешательство в личную жизнь другого человека,  что побуждает к взаимопониманию, доверию, взаимоуважению взрослых и детей.

Принцип самореализации

Подразумевает не формирование отдельных качеств личности, воспитание исключительно «добродетелей», а признание разносторонности человека, его способностей, создание условий для общего развития и самосовершенствования личности ребенка в процессе реальной жизнедеятельности, наиболее полное самораскрытие, самоосуществление своей уникальности через оптимальные взаимоотношения в предоставленном воспитательном пространстве.

Название смены «Арт-каникулы» предполагает ощущение многоцветья, разности и неповторимости каждого ребенка, его особенностей и проявлений. Задача педагогов и организаторов проекта пробудить их позитивную сторону, помочь проявить свои творческие и лидерские таланты, создать ситуацию успеха.

Символ смены - палитра, ее краски означают направления работы лагеря. Цвета красок палитры в лагере соответствуют дням недели и содержанию педагогической работы в течение дня:

  • красный – день песни, вокала, певческие конкурсы,  КТД «Голос»;

*оранжевый – день героической истории России и родного края;  отрядные тематические КТД и огоньки, творчество, воспевающее Славу Отечества;

  • желтый – спортивные состязания и мероприятия, посвященные спорту, спортивная гимнастика, спортивные танцы, фитнес, шейпинг;
  • зеленый – Литературный день, литературная вертушка, Конкурс литературных композиций, чтецов, поэтов, выпуск литературных газет, радиопередач;
  • голубой – день танцевального искусства;
  • синий - день эстрадного искусства и актерского мастерства, шоу-программ для взрослых и детей;
  • фиолетовый - интеллектуальные, познавательные сюжетно-ролевые коллективные игры.

Продолжительность летней смены «Арт-каникулы» - 21 день. Продолжительность осенней, весенней, зимней смен «Арт-каникулы» – 7 дней. Предполагается, что каждый день проигрывается на двух- трех уровнях: дела в отряде, дела межотрядные (несколько близких по возрасту отрядов) и дела в лагере. Отрядная работа подкрепляется в первую очередь межотрядными делами, нередко отрядное дело предваряет лагерное. Общелагерные дела являются своеобразными мажорными аккордами в работе.

Важнейшим компонентом успеха нашей программы является ежедневная рефлексия в отрядах и саморефлексия участников смены. Педагоги постоянно обучают ребят различным методам рефлексии и проводят ее.

По итогам каждого дня наиболее отличившиеся сумевшие проявиться в лучшем качестве дети получают жетон - значок соответствующего цвета и сертификат лауреата дня, также соответствующего цвета. В конце каждой недели выявляются дети, собравшие все семь цветов палитры, становятся дипломантами «Арт-каникул» - «Арт-лидер». По итогам смены выявляются адепты красочной палитры, собравшие два или три сертификата одного цвета. Награждение адептов и лидеров проводится на закрытии программы «Арт-каникулы».

Символика смены:

  • Эмблема смены «Арт-палитра» украшает все отрядные и лагерные дела.
  • Все отряды имеют «цветные» названия, например: «Лиловый шар», «Алые паруса», «Белая ворона», «Серебряные капельки» и т.д. Все это находит отражение в оформлении отрядных мест и уголков.
  • Музыкальным оформлением смены служат песни о многообразии и многоцветии окружающего мира и т. д.: «Скажи, художник», «Как прекрасен этот мир», «Оранжевая песенка» и др.

Не только в лагерных планах, но и в отрядных идея цветодней находит свое отражение. Утро в отряде начинается с представления нового цветодня, его содержания. А на вечернем огоньке, подводя итоги дня, ребятам рассказывают вожатые о делах предстоящего цветового дня и советуются, как к нему лучше подготовиться.

Необходимо чтобы была связь между делами отряда и лагеря. «Домашний уровень» допустим при проведении отрядных дел, но неприемлем на лагерных делах.

Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей предусмотрены в программе занятия в объединениях дополнительного образования по следующим дисциплинам:

Бисерная мозаика
Квилинг
Мастерская скрапбукинга
Мастерская скульптора
Музыкальная мастерская
Клуб книголюбов
Изобразительное искусство
Оч.умелые ручки
Танец во имя мира
Золотой голос
Мастерская лицедея

В течение смены будут организованы встречи с художниками, поэтами, музыкантами г. Волгограда и Волгоградской области. Будут проведены концерты с участием известных бардов и музыкантов. Каждый участник смены посетит выездную экспозицию Музея музыкальных инструментов г. Волгограда, где каждый ребенок не только познакомится с разнообразием музыкальных инструментов, но и сможет попробовать поиграть на них.

Особое внимание организаторы смены обращают на занятия физкультурой и спортом. Помимо желтых спортивных дней, в течение смены команды всех отрядов встретятся в первенствах по футболу, пионерболу, мячу с 4-х сторон, баскетболу, волейболу и других спортивных состязаниях. Будут организованы занятия по туризму, пешие однодневные походы по Чапурниковской балке, веревочные курсы и туристические трассы.

Целевая группа механизм ее формирования:

 Дети и подростки, проживающие в городе Волгограде и Волгоградской области, обладающие творческими способностями, ставшие победителями в районных и городских творческих конкурсах, а также проявляющие интерес в развитии своего творческого потенциала.

Приглашение к участию в программе получают активисты предыдущей смены, прошедшей в 2015 году. Также информация о проведении профильной смены «Арт-каникулы» будет направлена руководителям детских школ искусств,  детских музыкальных школ и творческих коллективов города Волгограда и области, которые в свою очередь должны будут на совете директоров  распределить путевки среди тех ребят, которые заинтересованы в решении поставленных  организаторами задач и особо нуждаются в оздоровлении и организации их свободного времени в силу состояния здоровья, семейных обстоятельств или трудной жизненной ситуации или являются победителями областных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, являются активными участниками творческих мероприятий различного уровня.

Первоочередное право получения путевки в профильную смену «Арт-каникулы» получают следующие категории детей:

  • из неполных и многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
  • дети, у которых один из родителей, проходивший военную службу, службу в органах внутренних дел, системе МЧС России, погиб (пропал без вести) или стал инвалидом при исполнении служебных обязанностей;
  • дети из семей ветеранов боевых действий.
  • дети и подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (не менее 6% от количества участников).

Возраст участников программы «Арт-каникулы»:

 Возраст участников программы «Арт-каникулы» - от 6 лет 6 меяцев до 17 лет.

 Механизм реализации:

 До начала лета в МУ ОЦ «Орлёнок» проводится трехдневный семинар для всех педагогов, которые будут работать на программе «Арт-каникулы». Здесь распределяется напарничество педагогов, место расположения отрядов, распределение основных мероприятий смены среди педагогов, а также изучение содержания самой программы и распределение основных ролей.   Обеспечивают успешную работу семинара: директор лагеря, заместитель директора по воспитательной работе и лидер вожатского отряда «Хранители».

В этот же период осуществляется набор детей – участников смены, в соответствии с условиями данной программы.

За две недели до начала смены производятся все закупки необходимые для проведения смены. Обеспечивают закупки: директор лагеря, главный бухгалтер, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ.

За сутки до начала смены в лагерь заезжают все педагоги. Они готовят лагерь к заезду детей (воспитатели, вожатые, замдиректора по АХЧ, зав. складом).

В этот день проводится первый педсовет, на котором утверждаются графики дежурства, распределение педагогов по отрядам, план работы смены (зам. директора по воспитательной работе).

После педсовета все проходят инструктажи по ТБ (зам. директора по воспитательной работе, инженер по электрооборудованию, зам. директора по АХЧ).

На протяжении всей смены управление программой реализуется через «совет хранителей красок», который состоит их двух палат «Утренней» (воспитатели, ПДО, физруки) и «Вечерней» (вожатые).  Руководит ими главный хранитель красок (зам. директора по воспитательной работе).

Кроме того, в лагере работает орган детского самоуправления «Радужный совет», который состоит из «лидеров цвета», избранных в отрядах. Руководит «Радужным советом» «адепт радуги» - педагог-организатор.

На протяжении всей смены работает педагог-психолог, который ведет постоянное наблюдение за состоянием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Постоянно проводит консультации с педагогами. Проводит исследование мотиваций, изменений в сознании, степень удовлетворенности этих детей.

При подготовке к мероприятиям, за три дня до проведения отряды получают задание от организаторов дел. За день до проведения мероприятия проходит репетиция и просмотр фрагментов, подготовленных отрядами.

Занятия дополнительного образования и спортивные состязания проводятся ежедневно в первой половине дня педагогами дополнительного образования и физруками.

В последний день смены проводится педсовет, на котором подводятся итоги смены, уровень ее реализации. А также уточняется программа последействия, разработанная детьми в итоговом периоде смены. Определяется участие каждого педагога в реализации программы последействия.

План-сетка прилагается (Приложение 1).

Кадровое обеспечение:

 На данной программе в лагере будет работать вожатский отряд «Хранители» -25 человек, состоящий из студентов и молодых специалистов педагогических специальностей. Все они неоднократно работали в МУ ОЦ «Орлёнок» и являются постоянными членами педагогического коллектива лагеря в летний период.  Воспитатели - 40 человек педагоги Волгограда и Волгоградской области, имеющие первую и высшую квалификационную категории, традиционно работающие в «Орлёнке» летом и участвующие в проектах МУ ОЦ «Орлёнок». Инструкторы по физкультуре, по плаванию, по туризму - 12 человек  тренеры и учителя физкультуры первой и высшей квалификационной категории. Педагоги дополнительного образования – 16 человек – педагоги учреждений дополнительного образования Волгограда и Волгоградской области первой и высшей квалификационной категории. Аккомпаниатор – 1 человек - учитель музыки высшей квалификационной категории,  Педагог-психолог – 1человек - практикующий психолог из Медицинской академии. Педагог – организатор – 1 человек – лидер вожатского отряда «Хранители», хореограф, методист.  Методист – 1 человек – преподаватель ВГПУ. Директор и заместитель директора лагеря всецело содействуют успешной реализации программы.

Предполагаемые результаты

 Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации будут активно взаимодействовать с детьми, проживающими в нормальной семейной обстановке, участвуя в деловом, творческом, спортивном и бытовом общении. Надеемся, что многие участники смены станут друзьями или приятелями.

Участвуя в личном «радужном» соревновании каждый ребенок проявит свои индивидуальные способности уже известные ему самому, а в отдельных случаях раскроет себя с новой стороны.

Каждый ребенок приобщится к различным дисциплинам дополнительного образования и получит конкретные знания и умения на занятиях.

Все дети в процессе смены разовьют свои социально – коммуникативные навыки, а также навыки по самообслуживанию.

Все участники укрепят свое здоровье, соблюдая режим дня, получая здоровое питание, участвуя в спортивных соревнованиях и дыша свежим воздухом орлятских дубрав.

 Показатели оценки результативности программы

 Динамика количественного роста лауреатов дня.

  1. Увеличение числа лауреатов дня среди детей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Наличие «адептов цвета» и «радужных мастеров» среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  3. Позитивное изменение эмоционального состояния участников смены.

 Динамика развития программы:

 Летом 2014 и 2015 года программа «Арт-каникулы» была успешно реализована в период трех смен в МУ ОЦ «Орленок» продолжительностью 21 день каждая. А также реализована в зимние, весенние и осенние каникулы

Наименование показателя1 неделя смены

2014 г.

2 неделя смены 2014 г.3 неделя смены 2014 г.1 неделя смены

2015 г.

2 неделя смены

2015 г.

3 неделя смены

2015 г.

Количество лауреатов дня7214892659
Количество лауреатов дня среди детей, находящихся в социально опасном положении.36114813
Наличие «адептов цвета» и «радужных мастеров» среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.-47169
Позитивное изменение эмоционального состояния участников смены.48%73,4%91,8%56%82,2%94,3%

 Материально-техническое обеспечение:

 Для реализации данной программы идеальна база МУ ОЦ «Орлёнок» с имеющимися эстрадой, футбольной, волейбольной, баскетбольной, детской игровой, костровой площадками, сказочным городком и  16-ю беседками.

Кроме того, программе необходима соответствующая техническая поддержка, а именно: звуковая аппаратура; фото – видео оборудование; мультимедийный проектор; спутниковое телевидение – все это имеется у организатора профильной смены, направленной на вовлечение детей в художественное творчество «Арт - каникулы». 

Для реализации программы перед началом смены организатором будут закуплены необходимые канцелярские товары, расходные материалы для работы кружков (бисер, гипс, формочки, краски, леска, проволока и т д).  Для занятий туристической техникой имеются в наличии необходимые веревки, карабины, обвязки, крепления. В парковой зоне оздоровительного центра оборудован веревочный городок.  Для обозначения секторов – цветная лента. Для формирования цветного имиджа отрядов ткань семи цветов. Жетоны-значки семи цветов. Призы, подарки, дипломы.