Программа «Беги за мной»

Муниципальное учреждение «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи «Орленок»

Программа смены летнего отдыха «Беги за мной»

Цели: 

  • создание условий на побуждение участников программы заботиться о своем здоровье через обучение здоровьесберегающим навыкам и умениям на интерактивных занятиях, проводимых специалистами специализированных медицинских учреждений и профилактических организаций
  • оздоровление детей и подростков в условиях летнего профильного лагеря;

Задачи: 

  • сформировать и закрепить у детей и подростков знания в области культуры питания через систему практических занятий по приготовлению блюд сбалансированного питания
  • повысить уровень информированности участников программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при помощи интерактивных занятий, проводимых специалистами специализированных медицинских учреждений и профилактических организаций
  • привлечь внимание общественности к проблеме обучения детей и молодежи культуре питания и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде Волгоградской области
  • обеспечить условия для отдыха и оздоровления участников программы

Основное содержание (концепция)

           О том, что ухудшение здоровья нации является угрозой стабильности современного общества в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию, признано большинством специалистов. От различных заболеваний страдают и взрослые, и  дети, и молодые люди. Если раньше речь шла только о таких болезнях, как рак, вирусный гепатит, СПИД и т.д., то в настоящее время такое явление как «слоновая болезнь» превратилось в назревшую проблему. В частности, об этом идет речь в проекте Росмолодежи «Беги за мной». Не все организаторы летнего отдыха обращают внимание в своих проектах на обучение детей таким элементарным вещам, как чистые руки, свежий воздух, здоровое питание, антибактериальная защита организма, иммунная система и т.д.

Сеть «фастфудовских» предприятий сыграла в сложившейся ситуации  определенную роль, особенно для школьников и студенческой молодежи. Мода на «перекус» стабильно вошла в их образ жизни, вот только вместо овощей, фруктов, блюд сбалансированного питания, молодежь чаще всего выбирает гамбургеры, сосиски в тесте, «колу» и всю остальную «прелесть». Насаждаемая мысль о пресловутых идеальных женских размерах: «60»-«90»-«60». Сколько молодых девушек уже пострадали в мире и России от этой пропаганды «женского идеала» глянцевых журналов. У большинства из них нет возможности нанять модного семейного диетолога, который бы помогал правильно питаться и следить за иммунной системой организма. В результате в будущем вечная борьба то с лишним весом, то с анерексией, заниженная самооценка и её последствия.

Организаторы смены летнего отдыха считают, что сегодня необходимо: в семье, школе, молодежной организации, детском оздоровительном центре давать детям достоверную информацию о сохранении здоровья, интересно и наглядно объяснять им основы питания здорового человека,  давать возможность совместно со специалистами или родителями самим готовить блюда сбалансированного питания с соблюдением правил гигиены; обучать спортивным играм с учетом возрастных особенностей; развивать навыки поведения, обеспечивающие здоровый образ жизни и препятствующие вредным привычкам.  Условия муниципального учреждения «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи  «Орленок» позволяют вести эту работу целенаправленно и качественно.

Ещё очень важная проблема, как нам кажется, о которой перестали говорить на должном уровне - это проблема профилактики распространения ВИЧ-инфекции в среде молодежи нашей области.   Наибольший удельный вес среди ВИЧ-инфицированных занимают лица 25-30 лет.       Как нам кажется, работу по профилактике ВИЧ-инфекции нужно начинать с 14 лет, с учетом предварительной и тщательной работы с родителями, которые должны знать перечень обсуждаемых вопросов на эту тему с их детьми. Это обязательное распространение пресс-релизов о программе (согласованных со специалистами   специализированных медицинских учреждений и профилактических организаций) среди родителей, сообщение о программе в местных СМИ, приготовление доступной информации в форме буклетов и брошюр для участников программы и т.д. У педагогического коллектива МУ ОЦ «Орленок» есть опыт реализации программы по данной  непростой теме: «Программа профильного лагеря по профилактике ВИЧ/ИППП в молодежной среде», Программа формирования культуры здорового образа жизни и противодействия наркотизации и распространения ВИЧ/ИППП «Всё в твоих руках» (совместно с Общественной детской организацией «Волгоградская областная организация скаутов»).

Проблем, которые есть сегодня у Волгоградской молодежи, много. Но  вышеназванные проблемы требуют мобилизации усилий всех учреждений и организаций профилактической направленности, поэтому мы написали программу в номинации «Ж»  - программы, направленные на создание условий для популяризации здорового образа жизни, культуры безопасности в молодёжной среде, профилактику алкоголизма, наркомании, ВИЧ/ИППП, которая стала логическим продолжением работы педагогического коллектива МУ ОЦ «Орленок» в области обучения детей и подростков навыкам здорового образа жизни: «Спортплюс» в 2008 году, «Физкультурная страна» в 2009 году, «Дорогами здоровья» в 2013 году. Данная программа смены летнего отдыха «Беги за мной» была успешно реализована в 2014 и 2015 гг.

Программа содержит четыре взаимосвязанных этапа: организационный, обучающе - развивающий, спортивно - досуговый, заключительный.

При реализации данной программы апробируются современные методы профилактической работы: тренинговые занятия, игра «Степень риска», «Квилты», мастер-классы, проводимые специалистами                               Медицинского колледжа г. Волгоград, МУ «Социум», ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики»» и т.д.

В основе концепции программы лежат следующие принципы:

  • целостный характер специализированной областной профильной смены. Смена состоит из четырех взаимосвязанных этапа.
  • простота и наглядность. Будет учитываться возрастная особенность восприятия детей и подростков при проведении занятий и подготовке печатной продукции: буклетов и брошюр. Основные знания будут даваться на примере конкретных и общеизвестных жизненных ситуаций.
  • научность. Содержание интерактивных занятий будет выстроено квалифицированными специалистами с опорой на научные подходы и разработки, т.к. речь будет идти о культуре питания, профилактике ВИЧ-инфекции и в целом о сохранении здоровья.
  • практическая направленность. Полученные знания будут носить прикладной характер, будут ориентированы, прежде всего, на потребности участников программы (в начале смены анкетирование «Давайте познакомимся», в организационный период корректировка содержания программы с учетом проведенного анализа; диагностика уровня знаний в начале смены и усвоения полученных знаний по основным обсуждаемым вопросам в конце обучающих мастер-классов (с использованием компьютерного тестирования, см. Приложение 1); анкетирование «До встречи в «Орленке» или «Диагностика приобретений» в конце смены (Приложение 4).

Целевая группа и механизм ее формирования

Целевая группа: дети и подростки в возрасте от 6 лет и 6 месяцев до 17 лет.

Набор целевой группы осуществляется специалистами МУ ОЦ «Орленок», членами педагогического коллектива профильной смены посредством:

  • запланированных выездов в шесть муниципальных районов; в города: Волжский; районы Волгограда с целью выступлений на общешкольных родительских собраниях в МУ СШ районов, в администрациях сельских поселений;
  • рассылки пресс-релизов с информацией о профильной смене в администрации вышеперечисленных муниципальных районов и городов               (в апреле – мае 2016 г.);
  • организации встреч с представителями отделов образования Калачевского, Светлоярского, Городищенского, Среднеахтубинского, Дубовского, Иловлинского муниципальных районов;  городов: Волжский и Волгоград;
  • проведение презентаций программы с целью привлечения старшеклассников Волгограда на профильную смену на мероприятиях городского формата.

Специализированные учреждения и профилактические организации - участники программы:

  • ГУЗ «Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
  • МУ «Социум»
  • «Медицинский колледж » г. Волгоград

Механизм реализации и кадровое обеспечение программы

     1.Организационный этап

Этап представляет два направления деятельности:

  • мероприятия по подготовке и планированию смены - подготовка базы МУ ОЦ «Орленок», оформление договоров с сотрудничающими организациями, определение ресурсного обеспечения программы, составление проекта сметы расходов, подготовка информации для СМИ и родителей участников профильной смены;
  • научно-методическая подготовка программы - обучающие семинары для вожатых и воспитателей, руководителей мастер - классов лагеря, по теме программы. Изготовление и распространение информационно-методических материалов по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди членов педагогического коллектива (брошюры ГУЗ «Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», МУ «Социум», ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики».
  • Обучающе – развивающий этап

В соответствии с локальными нормативными документами организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков при организации занятий, мастер-классов со специалистами в программе соблюдаются условия:

  • шесть дней в неделю проводятся 4 занятия по 40 минут для каждого отряда; между занятиями – 20-минутные физкультурные разминки или личное время;
  • ежедневно проводятся занятия по различным видам спорта по возрастным группам и интересам согласно плану спортивных мероприятий.

Образовательная направленность данного этапа предполагает работу по возрастным группам:

  • от 6 лет 6 месяцев до 13 лет только по вопросам культуры питания;
  • 14 – 17 лет дополнительно ещё по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и состоит из нескольких частей:
  • групповая работа на сплочение для всех возрастных групп
  • занятия по профилактике ВИЧ-инфекции «Информирован, значит - защищён!» для старшеклассников 14- 17 лет по обучению навыкам здорового образа жизни, с привлеченными специалистами МУ «Социум», ГУЗ «Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Медицинский колледж, г. Волгоград и др.
  • диагностика  имеющихся и полученных знаний по профилактике ВИЧ-инфекции (компьютерный тест) только для старшеклассников 14 - 17 лет в начале и по итогам смены (см. Приложение 1).
  • практические занятия «Секреты здорового питания» на формирование устойчивых здоровых пищевых привычек для всех участников программы согласно возрастным особенностям детей и подростков
  • тематические игры: «Степень риска», «Квилты».

       Мероприятия конкурсного характера: Веревочный курс (ВК), викторины, конкурсы талантов и т.д.

  • В профильной смене с целью самообразования участников программы будут работать библиотека, компьютерный класс, мастер - классы: «Пресс-центр», «Час общения», «Школа выживания в экстремальных ситуациях», «Игротека», «Музыкальная гостиная»; кружки: «Волшебная глина», «Бисероплетение», «Фитодизайн», «Туристическая техника».
  • Спортивно - досуговый этап

Этап содержит мероприятия направленные на организацию отдыха и физического оздоровления участников программы. Предполагается работа:

  • спортивных секций: по футболу, баскетболу, плаванию, пионерболу, мяч с четырех сторон, шахматы.
  • кружков: «Волшебная глина», «Бисероплетение», «Фитодизайн», «Туристическая техника».

С целью создания условий для развития лидерских качеств, творческого потенциала участников программы, проявления индивидуальности, развития креативного мышления в программе организуются тематические дни, которые предполагают активное участие всего педагогического коллектива и органов детского самоуправления в коллективном творческом деле. Тематический день является логическим продолжением занятий мастер-классов, кружков, спортивных испытаний, обеспечивая взаимосвязь всех образовательных, спортивных и досуговых мероприятий.

  •  Заключительный этап

Этап представлен несколькими составляющими:

  • диагностика уровня усвоения полученных знаний у старшеклассников по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в конце обучающих мастер-классов (компьютерное тестирование).
  • анкетирование «До встречи в «Орленке» или «Диагностика приобретений» в конце смены с целью корректировки программы по профилактике в последующие смены
  • оформление и сдача отчетной документации
  • издание и распространение итоговых буклетов по теме программы (если это будет необходимо после анализа итоговых анкет).
  • подготовка и рассылка благодарственных писем специализированным медицинским учреждениям и профилактическим организациям участникам программы.

Кадровое обеспечение программы 

  1. Руководители мастер - классов – привлеченные специалисты МУ «Социум» - 3 чел., ГУЗ «Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и    ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» -                 2 чел.
  2. Педагоги (воспитатели) - 26 человека
  3. Вожатые, студенты ВГСПУ, прошедшие обучение в школе вожатых МУ ОЦ «Орленок».
  4. Руководители спортивных секций (тренеры ДЮСШ) - 7 человек
  5. Педагог-психолог - 1 человек

Привлеченные специалисты имеют опыт реализации программ по данной теме на базе других учреждений и организаций. Имеют: высшее образование- 34 человек, средне-специальное - 21 человек по профилю деятельности согласно занимаемым должностям.

 Предполагаемые конечные результаты реализации программы 

  • Формирование, закрепление знаний и практических навыков сбалансированного питания у участников программы;
  • Повышение уровня информированности старшеклассников возраста от 14 до 17 лет по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
  • Разработка, изготовление и распространение итоговых буклетов по основным вопросам культуры питания согласно рекомендациям привлеченных специалистов (150 шт.);
  • Разработка, изготовление и распространение брошюр по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди старшеклассников от 14-17 лет, согласно рекомендациям привлеченных специалистов (100 шт.)

Показатели результативности реализации программы 

  • Количество участников программы, занявших призовые места в конкурсных испытаниях смены по вопросам приготовления блюд сбалансированного питания (индикатор - анкеты участников программы в конце смены; призовые ведомости МУ ОЦ «Орленок»)
  • Повышение уровня знаний старшеклассников от 14 до 17 лет по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции (индикатор - аналитический отчет о компьютерном тестировании).
  • Количество проводимых качественных мероприятий конкурсного характера по теме программы (индикатор - анкеты участников программы в конце смены; письменные отзывы родителей).
  • Количество распространенных брошюр и буклетов по теме программы среди участников смены и молодежи Волгоградской области (индикатор – накладные изготовления и распространения печатной продукции).

Материально-техническое обеспечение 

Реализация программы профильной смены летнего отдыха «Беги за мной» предусматривает частичную оплату стоимости путевок за счет средств организатора смены. Для реализации программы специализированной областной профильной смены и оплаты части стоимости путевок будут привлечены внебюджетные средства; средства родителей (законных представителей); добровольные пожертвования физических и юридических лиц; денежные средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 МУ ОЦ «Орленок» предоставляет для реализации программы:

  • компьютерный класс  (для  проведения  и  обработки  результатов теста по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции)
  • учебное оборудование: три телевизора, два – DVD-плеера, проектор, магнитная доска, флип-чарт.
  • помещения для организации занятий: открытая веранда, библиотека, 3 аудитории в корпусах.
  • 50 учебно-методических пособий, рекомендаций по профилактике и организации летнего отдыха детей и подростков в фонде библиотеки МУ ОЦ «Орленок»
  • футбольное поле, волейбольную и баскетбольную спортивную площадки, бассейн.
  • игровые площадки для занятий кружков и мастер – классов
  • музыкальный центр, две колонки, усилитель, два микрофона.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест для 13-16 лет

 

ДОРОГОЙ ДРУГ!

В нашем лагере по программе проводится тестирование по основным вопросам                    профилактики ВИЧ/ ИППП

Основной идеей является то, что каждый, включая ТЕБЯ, подвергается риску заражения ВИЧ-инфекции. Получи достоверную информацию на занятиях мастер-классов в смене и воспользуйся ею, чтобы защитить себя.

Укажи, пожалуйста, свой возраст -______ лет    Пол: муж. жен. (нужное подчеркнуть)

Отметь   «крестиком»   тот   вариант   ответа,   который   Ты   считаешь   правильным,   пользуясь сокращениями В - верно, Н - неверно, ? - не знаю

В         Н            ?

1Ты можешь носить ВИЧ в крови и не знать об этом
2Ты можешь быть больным СПИД и выглядеть здоровым
3Все «голубые» болеют СПИД
4Мать, носящая ВИЧ, может передать его своему ребенку
5СПИД может быть вылечен, если начать лечение рано
6Ты можешь заразиться ВИЧ через укус насекомого
7Ты можешь заразиться ВИЧ при сдаче крови
8ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу
9Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ
10Учащиеся, больные СПИД, могут посещать занятия
11Это предусмотрительно - избегать нахождения рядом с человеком, имеющим ВИЧ/СПИД
12Если некто получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ, ему/ей не нужно беспокоиться о СПИД
13Использовать общие иглы с друзьями при прокалывании ушей, татуировании или употреблении наркотиков не опасно
14Только взрослые болеют СПИД
15Ты можешь заразиться ВИЧ
а)в плавательном бассейне
б) через сидение унитаза
в) находясь в кабинете врача
д) при объятиях с человеком, больным СПИД
16Ты можешь защитить себя от ВИЧ
б) используя противозачаточные таблетки
г) избегая грязных мест общественного пользования
17Женщины передают ВИЧ мужчинам
18Вирус иммунодефицита человека
а) быстро погибает вне организма
б) находится в воздухе
в) находится в крови и в выделениях половых органов
19Наличие антител к ВИЧ в анализе крови говорит об инфицировании
20СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям
21Люди без симптомов не могут быть источником ВИЧ
22Все люди с ВИЧ должны быть изолированы

Спасибо за ответы.

 

Приложение 2

Ориентация на Веревочный курс (ВК)

 

  1. «Сегодня мы будем участвовать в ВК как единая команда и каждый из нас должен «бросить себе вызов», т.е. быть готовым выступить на все 100% . Вы будете участвовать в нескольких видах упражнениях, в которых будут задействованы все стороны Вашей личности: физические, эмоциональные и интеллектуальные». Команда получает «Маршрутный лист».
  2. «Сегодня я не лидер вашей команды, я – ведущий, т.е. помощник. Я буду помогать вам анализировать свою работу, но я не смогу дать вам советы или ответы на то, как работать. За ответами вы должны обратиться к себе».
  3. «Мы стремимся к тому, чтобы создать «команду лидеров», т.е. группу, где каждый в равной степени проявляет себя как лидер».
  4. «Каждый способен безопасно завершить любое упражнение, которое мы предлагаем сегодня. Мы просим вас участвовать в каждом упражнении в полной мере: от сегодняшнего дня вы получите ровно столько, сколько вложите в него».
  5. «В В.К. нет места соревновательности. Сегодня мы не соревнуемся ни друг с другом, ни с другими командами. В.К. – это не «Веселые старты»! Для нас важен наш собственный успех».
  6. «Почувствуйте «вкус» сегодняшнего дня – его необычность и зависимость его результатов от степени вашего участия. Его успех зависит от вас!»
  • Во-первых, мы просим каждого из вас рассматривать события, в которых вы будите участвовать, как «Метафору» или репрезентацию того, как вы действуете в жизни. Другими словами, хотя другая обстановка, условия кажутся непохожими на жизненные постарайтесь увидеть совпадения ваших действий в определенных  ситуаций В.К и в жизни.
  • Во- вторых мы просим вас признать, что хотя исходные данные одинаковы у всех, опыт каждого участника индивидуален, и может отличаться от опыта других. Встаньте на позицию другого, «влезьте в его шкуру» и постарайтесь посмотреть на ситуацию его глазами.
  • В – третьих, пусть каждый из вас сделает сегодня чуточку больше, чем он позволяет себе в обычной жизни. Например, если вы замечаете за собой стеснительность, используйте сегодняшний день как возможность выразить в полной мере своё мнение. Если Вы знаете, что с трудом выходите из «комфортной зоны» или не осмеливайтесь проявить инициативу, попробуйте сделать это. Идите сегодня на риск, смелее бросьте себе вызов.

Упражнения веревочного курса

Паутина

Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто-либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. (Пауза!) О, между прочим, вы можете использовать каждую ячейку только один раз.

Путаница

Встаньте в круг. Закройте глаза и вытяните вперёд левую руку. Найдите руку партнера, но так, чтобы не сцепить руки с тем, кто стоит рядом с вами. Теперь вытяните правую руку и сцепите её с рукой партнера, но не с тем, кто стоит рядом и не с тем, с кем вы уже сцепили руки. Откройте глаза. Посмотрите, что у вас получилось. Проверьте себя – пустите «ток» (пожатием левой руки) от одного из вас, он же должен получить пожатие на правую руку. Все ли поймали «ток»? Если да приступайте к распутыванию (если нет, начните снова).  Ваша задача распутаться так, чтобы получился общий круг. Руки расцеплять нельзя.

Монстр

Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой от этой линии до... Вы все должны пересечь стартовую линию одновременно, в то время как вся группа одномоментно может иметь лишь 4 точки касания с землей.(Это условие подходит для групп из 7 человек и менее; если в группе более 7 человек, добавьте по одной точке касания на каждых троих участников)

Слепой треугольник

Я предлагаю вам, с завязанными глазами, из веревки, которую нужно найти в этой комнате,  построить равносторонний треугольник. Упражнение считается выполненным, когда вся команда держится за веревку и  все согласны, что треугольник получился, после этого вы можете снять повязки.

Приложение 3

 

АНКЕТА

МУ ОЦ «Орленок». Вторая смена

 

Дорогой друг! Просим тебя ответить на вопросы.

Из предложенных четырех ответов выбери, пожалуйста, только один ответ и                подчеркни его. Если хочешь, напиши свой ответ.

 

  • Я перешла (шёл) в _______ класс
  • Я приехал (ла) в Орленок для того, чтобы:

 

  • отдохнуть, покупаться, позагорать
  • найти себе новых друзей
  • научиться чему-либо новому
  • потому, что так получилось
  • Вожатого представляю как:
    • старшего друга
    • командира
    • организатора всех дел
    • консультанта, советчика в трудных ситуациях
  • В моем отряде мне нравится:
    • участвовать в делах и в мероприятиях
    • что меня не трогают
    • то, что не скучно, всегда что-то делаем
    • никак не могу понять
  • Мое любимое занятие:
    • читать книги, узнавать что-то новое
    • петь, танцевать, слушать музыку
    • заниматься спортом
    • что-то мастерить своими руками
    • участвовать в мероприятиях отряда и центра «Орленок»
  • Мои впечатления об «Орленке»:
    • мне здесь очень нравится
    • все хорошо, но скучаю по дому
    • здесь есть чем заняться
    • нормально, но могло бы быть и лучше
  • Каким должен быть твой отряд:
    • мне все равно, я не думал (а) от этом
    • каждый отряд живет и работает сам по себе, когда нужно, встретимся
    • должен быть дружным и веселым, для этого нужны интересные дела для всех
    • разным, где каждый смог бы выбрать дело по душе

 

СПАСИБО!

 

 

Приложение 4

 

 

«Диагностика приобретений»

для участников программы

 

Приведенные ниже высказывания помогут Тебе разобраться в себе, определить свои личностные ресурсы, знания и умения.

Рядом с каждым утверждением стоят цифры от 1 до 5, каждой из которых соответствует определенный вариант ответа:

1 – нет

            2 – скорее нет, чем да

            3 – не знаю

            4 – скорее да, чем нет

            5 – да

Обведи ту цифру, вариант которой подходит именно Тебе.

 

 

 

Я знаю свои сильные и слабые стороны и отношусь к ним как к моим уникальным качествам12345
Я умею эффективно и бесконфликтно общаться с окружающими людьми12345
Я могу работать в команде

 

12345
Я считаю, что здоровье  - наивысшая ценность

 

12345
Я самостоятельно принимаю решения и несу за них ответственность12345
Я умею эффективно и полезно использовать своё свободное время12345
Я  умею сопереживать другим и оказывать поддержку в сложных жизненных ситуациях12345
Я  патриот и гражданин

 

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

Спасибо за искренность!